Использование
арт-терапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Старт 28 октября


Форма обучения: очная с использованием дистанционных технологий

Удостоверение о повышении квалификации, 72 ак.ч.
Программа направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов в использовании
арт-терапевтических методов в коррекционно-развивающей работе. Обучение способствует развитию практических навыков и умений, необходимых для эффективной работы с детьми и взрослыми.
  • Индивидуальный подход
    Мы учитываем особенности каждого педагога-психолога, чтобы обеспечить максимально эффективное обучение.
  • Практико-ориентированный подход
    Наша программа направлена на формирование практических навыков использования арт-терапевтических технологий в работе с детьми и подростками.
  • Научная основа
    Программа разработана с учётом последних научных исследований в области арт-терапии и коррекционно-развивающей работы.
Лобачева Татьяна Валерьевна
преподаватель программы
Использование
арт-терапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Освоение и применение эффективных методов арт-терапии для развития и коррекции
Расписание программы повышения квалификации
28 октября
28 октября
Основные цели, понятия и задачи. Научное основание арт-терапии. Дети и творчество. Различные формы арт-терапии как метода.
07 ноября
07 ноября
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений у детей и подростков с использованием арт-терапевтических методов.Психологическая экспертиза с использованием цветодиагностики В.М. Элькина
Лекция. Сущность и назначение методов арт-терапии. Диагностические возможности основных арт-терапевтических методов. Специфика диагностики эмоциональных нарушений детей и подростков в индивидуальной и групповой работе.  Теоретические и методологические основы «Методики цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства» В.М.Элькина. Специфика метода, этапы проведения, принципы обработки и интерпретации результатов. Обеспечение условий проведения психологической экспертизы в условиях образовательного учреждения.
Практическая работа. Освоение основных методов арт-терапии, доступных для диагностики в рамках психологической службы образовательной организации: обеспечение процедуры и условий проведения, использование методов интерпретации результатов. Особенности психологической диагностики эмоциональных нарушений разных возрастных групп обучающихся. Опыт проведения исследования с использованием методики цветодиагностики В.М. Элькина. Анализ и интерпретация результатов. Формулирование рекомендаций для профилактической и коррекционно-развивающей работы психолога образовательного учреждения. Выработка рекомендаций для педагогов и родителей учащихся
11 ноября
11 ноября
Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. Содержание и использование санд-арт терапии в коррекции межличностных отношений детей, подростков и членов их семей
Лекция. Возможности песочной терапии в коррекции межличностных отношений. Условия и методы организации взаимодействия при групповых коррекционных занятиях. Особенности работы в детско-родительской паре, в паре или группе сверстников или разновозрастных детей.Основные характеристики песочной терапии как метода коррекционно-развивающей работы педагога-психолога. Развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук посредством взаимодействия с песком. Выражение чувств и эмоций, снятие психического напряжения у учащихся разных возрастных групп. Специфика коррекционной работы с внутриличностными конфликтами, травмой и ПТСР посредством песочной терапии в условиях образовательного учреждения.
Практическая работа. Освоение игр и упражнений групповой коррекционной работы методами песочной терапии. Изучение схемы наблюдения, выявления, анализа и коррекции способов взаимодействия между участниками. Разработка коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии. Подбор и использование дополнительного стимульного материала в соответствии с задачами психологической коррекции. Изучение механизмов регуляции эмоционального состояния детей и взрослых, снятия психологических защит, обеспечения доступа к травматичному опыту посредством песочной терапии. Специфика индивидуальной психокоррекции с детьми разного возраста и взрослыми.
18 ноября
18 ноября
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с использованием сказкотерапии
Лекция. Характеристика сказкотерапии как метода психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков: теоретические основы, возможности, ограничения, формы и условия проведения. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. Виды сказок в концепции сказкотерапии: дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Схема анализа сказок.
Практическая работа. Освоение основных техник сказкотерапии: сочинение, продолжение, переписывание сказки; проигрывание эпизодов сказки, рисование по мотивам сказки. Анализ сказок. Изучение психологических механизмов воздействия сказочных метафор. Особенности сказкотерапевтических коррекционных занятий для детей и подростков разных возрастных групп. Разработка коррекционно-развивающего занятия с использованием сказкотерапевтических методов.
25 ноября
25 ноября
Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в разрешении внутриличностных конфликтов и коррекции межличностных отношений
Лекция. МАК как инструмент коррекционно-развивающей работы педагога-психолога: принцип и механизмы воздействия, основные правила использования. Метафора как способ самопознания, выявления внутреннего конфликта, снятия эмоционального напряжения, поиск ресурсов. Виды метафорических ассоциативных карт и направления психологической коррекционной работы с ними. Индивидуальная и групповая формы коррекционно-развивающей работы с МАК.
Практическая работа. Знакомство с различными колодами МАК. Изучение вариантов работы с ними. Подбор наборов метафорических карт и упражнений к ним в соответствии с задачами коррекционно-развивающей работы психолога. Схема анализа и интерпретации символического и образного содержания при работе с МАК. Разработка коррекционноразвивающего занятия с использованием метафорических ассоциативных карт. Оценка эффективности, выводы, рекомендации.
02 декабря
02 декабря
Использование «Позитивной куклотерапии» в диагностической и коррекционноразвивающей работе педагога-психолога
Лекция. История создания арт-терапевтической методики «Позитивная куклотерапия». Теоретические и методологические основы: этнология, теория личности в Позитивной Динамической Психотерапии. Основные механизмы воздействия и понятия «Позитивной куклотерапии»: когнитивное бессознательное, структурные архетипы, актуальный жизненный стиль, выбор. Возможности и направления психокоррекционной работы: травма и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), коррекция эмоциональных нарушений, самопознание, поиск ресурсов в трудной жизненной ситуации.
Практическая работа. Изучение техник индивидуальной и групповой работы с куклами. Изготовление кукол. Рассказ от лица куклы. Анализ характеристик, присущих структурному архетипу в контексте жизненной ситуации учащегося. Техника «Новый Я». «Монодрама» – кукла как якорь нужного состояния. Особенности использования «Позитивной куклотерапии» при работе с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения. Разработка коррекционно-развивающего занятия с использованием «Позитивной куклотерапии».
09 декабря
09 декабря
Использование арт-терапевтических техник саморегуляции в работе педагога-психолога. Тканевая арт-терапия.
Лекция. Проблема обеспечения профессионального долголетия педагогических работников: профилактика синдрома эмоционального сгорания, здоровьесберегающие технологии. Арт-терапевтические технологии как средство саморегуляции актуального состояния педагога-психолога
Практическая работа. Освоение арт-терапевтических методик и упражнений, направленных на самооценку и саморегуляцию актуального состояния педагога-психолога: рисуночные, сказкотерапия, метафорические ассоциативные карты. Определение ценностей, задач, актуальных внутренних конфликтов и ситуаций фрустрации, выявление дефицитов и ресурсов. Методики профилактики СЭС и самовосстановления.
16 декабря
16 декабря
Технология разработки коррекционно-развивающей программы, основанной на арт-терапевтических методах
Лекция. Основные принципы разработки коррекционно-развивающей программы с использованием арт-терапевтических методов для применения в работе педагога-психолога образовательной организации. Обязательные элементы коррекционно-развивающей программы. Методы оценки эффективности коррекционно-развивающей работы с применением методов арт-терапии.
Практическая работа. Освоение технологии разработки программы коррекционно-развивающей работы, основанной на арт-терапевтических методах.
23 декабря
23 декабря
Защита проекта по использованию арт-терапевтической технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Shifaaz
В результате вы:
Пополните свой профессиональный багаж интересными и эффективными практиками
Освоите новый инструмент для психологической помощи детям и подросткам
Ознакомитесь с уникальными возможностями арт-терапии в индивидуальной и групповой работе
Повысите уровень своего профессионализма и своей эффективности
Получите знания и инструментарий для коррекционной работы
Сможете сразу применять полученные техники и методы арт-терапии в своей профессиональной практике
После прохождения курса
вы получите:
Удостоверение государственного образца о повышении квалификации, 72 ак. ч.
Все теоретические материалы курса
Сборник арт-практик (PDF), где собраны различные упражнения и методы для работы
МБОУ ДПО "Учебно-методический центр"
г. Чехов
Задать вопрос преподавателю курса: i@tlobacheva.ru
Все фотографии, тексты и видеоматериалы принадлежат их владельцам и использованы для демонстрации. Пожалуйста, не используйте контент шаблона в коммерческих целях.
Made on
Tilda